Главная » Файлы » Устав и программы

Программа кружка дополнительного образования "Кунешчик"
24.11.2016, 13:31

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка дополнительного образования  дошкольников

по изучению крымскотатарского  языка

 

 

                                                               Составители программы:

                                                                        Старший воспитатель – Гнездилова Л.А.

                                                                 Воспитатель - Меджитова Зера Серветовна

 

 

 

I.                   ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

 

 

1.1 Пояснительная записка

 

Практическая значимость программы

Рабочая  программа дополнительного образования кружка «Кунешчик» имеет социально-педагогическую направленность и составлена с учетом примерной программы по крымскотатарскому языку для дошкольных образовательных учреждений «Чешме» утверждённой Министерством образования Крыма предлагаемой старшим преподавателем психолого-­педагогического факультета ГБОУВОРК Крымского инженерно- педагогического университета С. И. Харахады и Региональной программы “Крымский веночек” Л.Г. Мухомориной и методическими рекомендациями по межкультурному образованию дошкольников Крыма.

Педагогическая целесообразность

Народная культура Крыма — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды.

В условиях многонационального Крыма идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Одно из ведущих направлений воспитательной работы нашего учреждения — формирование духовности, нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, организация кружковой деятельности. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации кружковой работы по направлению нравственно — патриотического воспитания дошкольников, в частности по приобщению дошкольников к культуре разных народов.

На сегодняшний день обучающие программы ориентированы на изучение национального языка. В Программе ставится задача приобщения детей к культуре крымскотатарского народа, изучение народных традиций, обычаев, формирование интереса к постижению своих родословных корней.  Название кружка -  «Кунешчик»  в переводе с крымскотатарского на русский означает - «солнышко» и оно одинаково светит всем на свете: и взрослым, и детям. Все народы хороши в крымской палитре народов.

1.2 Целевые ориентиры

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Достижения ребенка в процессе усвоения второго языка связаны с методикой обучения, с количеством времени, затраченного на изучение, со стилем взрослого, ведущего обучение, и с индивидуальными качествами ребенка, изучающего крымскотатрский язык. Уровень овладения дошкольниками второго языка определяется реальным возрастом ребенка, временем начала обучения и объемом преподавания. Положительные результаты можно ожидать при условии согласованных усилий дошкольной образовательной организации и родителей.

От дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения полноценно общаться, понимать и говорить на втором языке, но важно воспитывать стремление вести себя адекватно, уверенность в том, что он сможет понять и высказать свою мысль на изучаемом языке.

  •  ситуативно понимать речь взрослого и других детей;
  •  выполнять распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;
  •  отвечать на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка;
  •  задавать вопросы на крымскотатарском языке;
  •  рассказывать стихотворения, рифмовки, считалки, петь песенки на крымскотатарском языке;
  •  давать указания и кратко описывать предметы и явления; высказывать предположения;
  •  создавать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически.

Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться вторым языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объемах

 

Основная цель кружковой работы — приобщение детей дошкольного возраста, к культуре крымскотатарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней. Задачи кружка направлены на развитие элементарных представлений об истории и культуре крымскотатарского народа. Технология реализации задач построена с опорой на исторический материл

На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры крымскотатарского народа, проживающего на территории Крыма и Российской Федерации.

Задача программы  - передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы крымско-татарским народом. Задачи программы органично переплетаются с задачами, которые решаются в дошкольном учреждении, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу.

 

1.3 Принципы построения образовательной деятельности

 

В соответствии с ФГОС ДО программа кружка «Кунешчик» строится на основе следующих принципов:

  •  поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательной программе изучения крымскотатарского языка («разнообразие детства»);
  •  сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательной программе изучения крымскотатарского языка и традиций народа;
  •  обогащение детского развития средствами дошкольного образовательной программе изучения крымскотатарского языка и традиций народа;
  • создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольной образовательной программе изучения крымскотатарского зыка;
  • содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе изучения крымскотатарского языка;
  • приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, общества и своего государства в дошкольной образовательной программе изучения крымскотатарского языка и традиций;
  • формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательной программе изучения крымскотатарского языка и традиций;
  • учет конкретной индивидуальной, этнокультурной и социальной ситуации развития каждого ребенка в образовательной программе изучения крымскотатарского языка.

 

 

1.4 Психологические аспекты программы

Крым является полиэтнической, многонациональной республикой, поэтому процесс взаимодействия языков, т.е. проявление многоязычия, является закономерным.

В условиях современной образовательной системы в Крыму, где одновременно детьми могут изучаться несколько языков (родной, другие государственные и иностранные) актуальной является проблема формирования личности в условиях многоязычия.

В целом, раннее обучение второму языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Обучения второму языку как средству общения важно для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и крымскотатарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку.

Вместе с тем, система обучения крымскотатарскому языку в детском саду имеет своё  последующее продолжение в школе.

В программе учтено следующее:

-  психология возрастной категории детей дошкольного возраста

- принцип коммуникативности,

- принцип функциональности мышления детей.

На основе данных принципов в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей каждой возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам.

Программа исходит из того, что содержание обучения детей крымскотатрскому языку должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:

  •  социокультурный компонент;
  •  национально-краеведческий компонент;
  •  межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации общения, языковой и речевой материал);
  •  коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.

Отбор содержания осуществляется с учетом возраста и познавательных интересов дошкольников. На первый план выдвигаются такие критерии, как аутентичность, занимательность, красочность, реальность, достоверность, межкультурная ориентированность.

Сформированность элементарных навыков общения на крымскотатарском языке представляет собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе раннего обучения.

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

 

Государственный стандарт определяет следующие направления содержания дошкольного образования:

  1.  социально-коммуникативное развитие;
  2.  познавательное развитие;
  3.  речевое развитие;
  4.  художественно-эстетическое развитие;
  5.  физическое развитие.

      Содержание план Рабочей программы по изучению крымскотатарского языка детьми МДОУ детского сада №10 города Алушты предусматривает различные формы организации кружковой работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Образовательная среда

Образовательная среда МДОУ детского сада №10 города Алушты — это педагогическое пространство, наполненное содержанием образовательной программы, средствами его реализации и отношениями его участников в сфере образования. Образовательная среда представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие детей.

 

 

 Условия реализации программы кружка дополнительного образования

 

Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми.

К условиям реализации развивающей Программы изучения крымскотатарского языка и традиций крымскотатарского народа относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях.

При организации образовательного пространства для реализации Программы создается возможность присутствия на занятиях родителей и их взаимодействия с детьми. Это позволяет усилить роль семьи в воспитании и развитии личности дошкольника.

Формы работы с родителями

 

  1.  индивидуальные и коллективные консультации по крымскотатрскому языку;
  2.  открытые занятия по крымскотатарскому языку;
  3.  совместные мероприятия на крымскотатарскому языке;
  4.  анкетирование;
  5. помощь родителей в оснащении педагогического процесса и др.

Изучение крымскотатарского языка не должно быть оторвано от изучения основ культуры его носителей.

Особое внимание рекомендуется уделить работе с семьей, так как влияние семьи является решающим фактором в становлении речи на втором языке:

1. осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях крымскотатарского народа, полученных в непосредственной образовательной деятельности изучения крымскотатарского языка. 2. множественное употребление фоновой лексики;

3. уметь представлять родную культуру на крымскотатарском языке.

4. находить сходство и различие в традициях своего народа и крымских татар.

5. осуществлять осмысленный просмотр мультфильмов на крымскотатарском языке.

 

 

 

 3.2 Виды активности детей на занятиях кружка

 

  •  двигательная
  •  игровая
  •  коммуникативная
  •  художественная
  •  изобразительная
  •  музыкальная
  • физическая

 

3.3 Мониторинг освоения детьми знаний, умений и навыков общения на крымскотатарском языке

 

Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх-драматизациях, в собственном творчестве.

Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.

 

3.4 Особенности контингента  детей

 

Работа ведется с детьми желающими заниматься в кружке

1 год обучения

дети 5-6 лет

Старший дошкольный возраст

2 год обучения

дети 6-7 лет

Подготовительная к школе группа

 
 

 

    Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Набор детей производится в свободном порядке.по желанию родителей (законых представителей).

Количество детей в группе

 

Занятия проводятся по группам. Наполняемость - до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

 

3.5 Сроки реализации дополнительной  программы

Данная образовательная программа рассчитана на 2 учебных года.

 

Режим занятий кружка

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы следующая:

 

дети 5- 6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут

(один академический час)

дети 6-7 лет

Подготовительная к школе группа

30 минут

(один академический час)

 

 

Категория: Устав и программы | Добавил: dou10
Просмотров: 1825 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar