Главная » Файлы » Локальные акты |
23.11.2016, 09:16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании Педагогического Заведующий МДОУ детского сада №10 совета МДОУ детского сада №10 города Алушты города Алушты ________________/Н.И.Усикова/ Протокол №3 от 19.02.2015г. Приказ №29 от 02.03.2015г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное копытце» г. Алушты
Пояснительная записка
Введение Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МДОУ детский сад № 10 города Алушты в составе: Усикова Н.И.- заведующая, Гнездилова Л.А.- старший воспитатель, Светлова А.В.-старший воспитатель, Крецу В.П. - учитель-логопед, Высоцкая А.А. - педагог-психолог. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы». Основная образовательная программа МДОУ детский сад № 10 города Алушты разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г.); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267; Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
МДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
Особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении В МДОУ функционирует 12 групп, в их числе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Принцип комплектования групп – одновозрастной
Кадровый потенциал Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами. Педагогический коллектив МДОУ составляет 33 человека, из них специалисты: 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя
Принципы и подходы к реализации программы соответствуют требованиям ФГОС ДО: 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МДОУ) и детей. 3. Уважение личности ребенка. 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. соответствуют принципам дошкольного образования 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Сотрудничество МДОУ с семьей. 6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»: •соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; •сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); •соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); •обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; •строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; •предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; •предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава МДОУ, реализуемой комплексной программы «От рождения до школы», приоритетного направления – художественно-эстетического развития дошкольников с учетом крымского регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей дошкольного образовательного учреждения.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: •забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; •создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; •максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; •творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; •вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; •уважительное отношение к результатам детского творчества; •единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; •соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Крыма. Основной целью работы является: Формирование у воспитанников МДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде Крыма, месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. Задачи программы: В ООП МДОУ детский сад №10 города Алушты содержание направлений работы с детьми с учетом национально-регионального компонента представлено по образовательным областям и по возрастным группам, предусмотрены механизм отслеживания и ожидаемые результаты, уровни усвоения регионального компонента программы, основные организационные формы работы, методы и приемы работы с детьми, информационно-методическое оснащение.
Концепция деятельности МДОУ детского сада № 10 города Алушты по реализации ООП ДО В Приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» определено следующее: - в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования (образовательной программой МДОУ детского сада №10 города Алушты, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации); - в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (квалифицированная коррекция недостатков речи и зрения в развитии детей и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основной образовательной программой МДОУ детского сада №10 города Алушта):
- в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи коррекционной работы в МДОУ детский сад №10 города Алушты: Цели - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); Задачи коррекционно-педагогической работы:
- создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. - предоставление возможности обучения и развития освоения детям с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в образовательном учреждении. В МДОУ детский сад №10 так же осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ. Количество занятий с детьми с ОВЗ скорректировано в соответствии с планами индивидуальной работы с каждым ребёнком, скоррекциоными программами учителей-логопедов, педагога-психолога.
В ООП МДОУ детский сад №10 города Алушты предусмотрены особенности организации образовательного процесса для детейс нарушениями зрения, с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, с тяжёлыми нарушениями речи. Предусмотрены принципы построения образовательного процесса с детьми с ОВЗ, алгоритм выявления детей с ОВЗ, структура АОП, организация деятельности групп комбинированной направленности, мониторинг образовательного процесса, коррекционная работа по образовательным областям, объем образовательной нагрузки. В программе подробно представлена система коррекционной работы педагога-психолога МДОУ детский сад №10. Мероприятия компенсирующей направленности по реализации АОП осуществляется в индивидуальном консультировании родителей по проблемам, касающимся конкретного ребенка; в групповых формах работы (родительские собрания, групповые консультации и др.) в рамках педагогической просветительской деятельности МДОУ№10 (в том числе на официальном сайте); в совместной деятельности всех участников образовательного процесса (праздники, интегрированные занятия и др.). Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого – медико – педагогический консилиум МДОУ детский сад № 10, который проводится два раза в год и оценивает качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Взаимодействие детского сада с семьей Цель взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В ООП МДОУ детский сад №10 предусмотрены основные формы взаимодействия с семьёй, направления работы по взаимодействию с родителями. Преемственность в работе детского сада и школы Цели:
Задачи: 1.Способствовать укреплению и сохранению здоровья малышей, готовящихся к обучению в школе. 2.Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. 3.Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
В ООП МДОУ детский сад №10 представлен план мероприятий по реализации преемственности в работе со школой
Планируемые результаты освоения ООП ДО Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников МДОУ.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Планируемые результаты:
Организация режима пребывания детей в МДОУ Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом - принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.п.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребёнка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Представлены в программе режимы дня для каждой возрастной группы. Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода)
Примерный распорядок дня в группах
Примерный Распорядок дня установлен дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: времени пребывания детей в группе; действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13). В ООП МДОУ детский сад №10 включена работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни, целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.Задачи работы: 1.Создать здоровьесберегающее образовательное пространство через системное использование оздоровительных технологий в образовании детей дошкольного возраста. 2.Обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей соответственной нормативно-правовой, инструктивно-методической базой. 3.Разработать программно-методическое обеспечение системы охраны жизни и укрепления здоровья детей 4.Создать систему мониторинга здоровья воспитанников 5.Создать медико-педагогические условия для формирования единой системы сохранения и укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии. 6.Совершенствовать управленческое сопровождение системой здоровьесбережения. 7.Формировать здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса 8.Воспитывать у детей бережное отношение к природе, прививать основы экологической культуры 9.Развивать у дошкольников модели безопасного поведения и положительной мотивации физкультурно-оздоровительного процесса Ожидаемые результаты
В программе представлены основные направления физкультурно-оздоровительной работы, система оздоровительной работы, модель двигательного режима по всем возрастным группам.
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Особенности организации предметно-пространственной среды Оборудование помещений МДОУ №10 предусматривает соответствие требованиям организации игрового развивающего пространства и является -содержательно-насыщенной -развивающей -трансформируемой -полифункциональной -вариативной -доступной -безопасной -здоровьесберегающей -эстетичной Мебель в группах соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных развивающим материалом: -Центр «Будем говорить правильно» -Центр «Сенсорного развития» -Центр «Науки и природы или групповая лаборатория» -Центр «Математического развития» -Центр «Наша библиотека» -Центр «Моторного и конструктивного развития» -Центр «Учимся строить» -Центр «художественного творчества» -Центр «Музыки» -Центр «Наша родина » -Центр «Учимся трудиться» -Центр «Сюжетно-ролевых игр» -Центр «Здоровья и безопасности» Все предметы расположены доступно детям. Организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы
С целью оптимизации образовательного процесса проводится мониторинг качества образовательной деятельности путём использования общепринятых критериев развития детей дошкольного возраста и содержащий 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняется дважды в год ( в начале и в конце учебного года) для проведения сравнительного анализа, что позволяет оперативно находить неточности в построении образовательного процесса, выделить детей с проблемами в развитии, своевременно разрабатывать образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными можно считать средние значения по каждому ребёнку более 3,8 балла, значения менее 2.2 балла будут свидетельствовать о выраженном несоответствии возрастному развитию.
4.2. Инструментарий для оценивания результатов освоения детьми ООП ДО (Диагностические задания по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 930 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |